Мировой финансовый кризис и последовавший за ним беспрецедентный скачок цен на топливо обозначили новую страницу в истории авиационной индустрии, способствуя появлению новых экономичных двигателей и нового поколения воздушных судов. Это возымело огромный эффект в сегменте ТОиР услуг. Вырос спрос на новое поколение технических специалистов, которые умеют проводить обслуживание воздушных судов по новым технологиям. Сегодня есть причины полагать, что цены на топливо могут снизиться, и у сегмента ТОиР может, наконец-то, появиться шанс на передышку.
Рост цен на топливо оказал серьезное влияние на всю авиационную индустрию. Если еще десятилетие назад авиакомпании тратили около 44 млрд. долларов США на авиационный керосин, сегодня эта статья расходов составляет примерно 200 млрд. долларов США в год (около 38% всех операционных затрат перевозчиков). Несмотря на то, что многие эксперты полагают, что цены на топливо будут сохраняться в районе 100 долларов США за баррель, есть причины полагать, что ситуация с ценами может измениться.
Журнал «The Economist» недавно указал на возможность того, что точка, после которой спрос на топливо начнет снижаться, не так далека. Вне зависимости от того, является ли этот прогноз преувеличением, некоторые статистические данные действительно наводят на размышления. Например, в более чем 30 развитых странах спрос на топливо начал снижаться (ввиду введения новых стандартов энергетической эффективности, а также постоянного роста в секторе возобновляемой энергии) и на данный момент составляет около 44 млн. баррелей в день. Это на 10% меньше, чем десять лет назад. Более того, новые технологии производства топлива смогут снабжать США еще несколькими миллионами баррелей в день. Эти технологии также вводятся и в других странах.
«Игроки рынка стараются выжить в ситуации беспрецедентно высоких цен на топливо, которая также стимулировала многие инновации в отрасли. Сегодня на рынке наблюдается огромный спрос на новые экономичные воздушные суда. Тем не менее, не следует забывать о том, что цены на топливо не прогнозируемы по определению. Это значит, что несмотря на то, что индустрия может быть близка к очередному скачку цен, ее лидерам следует готовить стратегию и на случай противоположного сценария», - комментирует Кястутис Волунгявичюс, глава FL Technics Training.
Если цены на топливо упадут на 15-20%, операционные расходы перевозчиков сократятся примерно на 30 млрд. долларов США в год. Благодаря этому, появится возможность для снижения цен на билеты, что, в свою очередь, не только стимулировало бы и так быстро растущий спрос на развивающихся рынках, но и предоставило бы долгожданный толчок Северной Америке и Европе, которые все еще находятся в стадии стагнации. Положительные изменения появились бы и в жизни провайдеров ТОиР услуг.
«Снижение цен на топливо сделало бы новые модели ВС, которые обещают 20% экономию потребления топлива, уже не такими финансово привлекательными, какими они являются на данный момент. С одной стороны, это потенциально плохие новости для производителей, которые сумели увеличить свои доходы, пользуясь высокими ценами на топливо, возможностью вывода на рынок новых технологий, и успешно оказывая давление на сегмент ТОиР. С другой стороны, провайдеры техобслуживания смогут наконец-то получить долгожданную передышку, и в том числе - возможность улучшить ситуацию в части подготовки технического персонала, - считает Кястутис Волунгявичюс. - Сегодня дефицит технического персонала растет из-за необходимости в переподготовке нынешнего поколения специалистов по техобслуживанию из-за роста доли ВС нового поколения на рынке. Если снижение цен на топливо замедлит темпы списывания нынешнего поколения ВС, это позволит сделать процесс перехода более последовательным и постепенным, что на данный момент кажется непозволительной роскошью для индустрии».