Рынок бизнес-джетов укореняется в Африке
В Африке восприятие деловой авиации меняется медленно, но верно. Прошли те времена, когда бизнес-авиация воспринималась как средство передвижения только для чрезвычайно богатых людей, и сегодня она считается экономическим катализатором, который позволяет странам увеличивать инвестиции и стимулировать развитие.
Без бизнес-авиации инвестирование во многие части Африки было бы затруднено, особенно с учетом отсутствия эффективного автомобильного и железнодорожного транспорта на огромном континенте, отмечают лидеры отрасли. Деловая авиация поддерживает экономический рост на богатом полезными ископаемыми континенте, перевозя драгоценные минералы, такие как золото и алмазы. В Западной и Центральной Африке бизнес-джеты играют ключевую роль в обслуживании нефтегазовой отрасли, перевозя персонал и выполняя рейсы для экстренной и медицинской эвакуации. В Восточной Африке бизнес-самолеты поддерживают быстро развивающийся туристический сектор, доставляя туристов на пляжи, в национальные парки и на сафари.
Медицинская эвакуация также является важным видом деятельности для бизнес-самолетов. Из-за нехватки полностью оборудованных больниц и специализированных врачей на всем континенте частная авиация играет роль в восполнении этого дефицита, выполняя рейсы для медицинской эвакуации в страны с более развитыми системами здравоохранения.
Рейсы бизнес-джетов выполняются между Западной Африкой и Европой, Северной Африкой и Европой, Восточной Африкой и Ближним Востоком. Но все равно большая часть рейсов бизнес-самолетов выполняется на внутриафриканских маршрутах.
По словам Дэни Жубера, вице-президента по продажам в Африке международного брокера Jetcraft, многие компании открывают бизнес-подразделения в большем количестве стран Африки, что создает потребность в авиаперелетах. Жубер заявил, что спрос на владение бизнес-джетами резко растет по всему континенту, о чем свидетельствуют такие страны, как Ангола, Уганда и Гана.
«В Кении, где уже имеется мощная база частных самолетов ближнего действия, используемых для туризма, мы наблюдаем растущий интерес к более крупным самолетам для более длительных полетов. Устоявшиеся рынки, такие как Нигерия и ЮАР, остаются динамичными».
С 418 бизнес-джетами в Африке ЮАР имеет самый большой парк бизнес-самолетов — 137, за ней следуют Кения и Нигерия.
«Вместо того, чтобы быть последним местом для многих устаревших самолетов, континент теперь рассматривается как жизнеспособный центр операций, где ведущие OEM-производители активно продают свои новейшие модели, а международные эксплуатационные стандарты являются нормой», — добавила Альсинда Перейра, председатель Африканского бизнеса. Авиационная ассоциация (AfBAA), панафриканская отраслевая организация, насчитывающая 40 членов из Африки, Европы и США.
Перейра, первая женщина-председатель AfBAA, заявила, что ассоциация, созданная в 2012 году, сыграла значительную роль в изменении восприятия отрасли и продолжает укреплять связи со своими членами, а также международными и региональными институтами, чтобы способствовать росту, пониманию, и прием деловой авиации.
«Целью AfBAA является продвижение деловой авиации и авиации общего назначения как положительного инструмента экономического развития в Африке, который ценится и поддерживается правительствами африканских стран, властями гражданской авиации и заинтересованными сторонами авиационной отрасли по всей Африке», — добавила она.
В 2018 году AfBAA расширила сферу своей деятельности, включив в нее как деловую авиацию, так и авиацию общего назначения в Африке. «Это значительно расширило и укрепило присутствие AfBAA на континенте и прочно позиционировало его как официальный голос деловой авиации и авиации общего назначения в Африке», — сказал Перейра.
По данным AfBAA, авиационный сектор Африки постепенно восстанавливается после последствий пандемии Covid-19. Объем авиаперевозок увеличился на 31,4 процента, а объем авиаперевозок находится на уровне 93 процентов от уровня 2019 года. Ожидается, что в этом году пассажиропоток достигнет допандемического уровня.
Для континента, на котором проживает более 15 процентов населения мира, на долю Африки приходится лишь 3 процента мирового воздушного движения. Однако Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует, что семь из 10 самых быстрорастущих авиационных экономик в ближайшие 20 лет будут находиться в Африке.
Руководители AfBAA оптимистичны в отношении того, что рост служит хорошим предзнаменованием и для бизнес-авиации и привлечет ключевых инвесторов, особенно из Европы, необходимых для развития сферы услуг в этом секторе.
«Африка предлагает привлекательные инвестиционные возможности для глобальных игроков бизнес-авиации благодаря растущему среднему классу, богатой ресурсами экономике и неиспользованному потенциалу авиационного рынка, — сказал Гэвин Кигген, вице-председатель AfBAA. — В регионе растет спрос на чартерные услуги, центры технического обслуживания и продажу самолетов».
По словам Киггена, правительства и регулирующие органы африканских стран начинают понимать, что бизнес-авиация является ценным бизнес-инструментом, что привело к оптимизации инвестиций на континенте.
«Понимание ценности бизнес-авиации для Африки связано с необходимостью для корпораций путешествовать, чтобы расширяться и добиваться успеха в бизнесе, будь то на местном или международном уровне. Вот почему такие компании, как члены AfBAA, постоянно укрепляют свое присутствие», — сказал Кигген.
Давит Лемма, основатель и генеральный директор эфиопского поставщика авиационных услуг Krimson Aviation, сказал, что одним из наиболее позитивных событий является признание регулирующими органами на континенте. Регуляторные органы сейчас начинают понимать, что бизнес-авиация, авиация общего назначения и коммерческая авиация — это не одно и то же и требуют своего собственного набора правил, сказал Лемма. «Прекрасным примером этого является новая Общая стратегия безопасности полетов, которую приступило к реализации Управление гражданской авиации ЮАР», — отметил он.
Однако не все так радужно, как кажется. Операторы деловой авиации столкнулись с множеством проблем, препятствующих росту сектора.
Недостаточная осведомленность, политическая нестабильность, вооруженные конфликты, неадекватная инфраструктура аэропортов, длительный процесс получения разрешений на полеты и непомерные сборы за посадку и наземное обслуживание входят в длинный список проблем, влияющих на деятельность бизнес-авиации в Африке.
Политическая нестабильность внутри континента является одной из основных проблем, сдерживающих развитие деловой авиации. Специалисты бизнес-авиации сетуют на то, что на континенте много зон активных конфликтов. В последние пару лет, в основном в Западной Африке и Центральной Африке, во многих частях африканского воздушного пространства появились рекомендации относительно эшелонов полета, на которых могут выполнять полеты бизнес-самолеты из-за зон активных конфликтов.
Еще одним препятствием являются высокие налоги и аэропортовые сборы. По данным ИАТА, в Африке одни из самых высоких налогов и сборов, взимаемых с авиационного топлива, а также самые высокие сборы/сборы за посадку. Эти расходы перекладываются на пассажира, в результате чего стоимость авиабилетов остается высокой, а авиабилеты становятся дороже, чем в других странах мира.
Кроме того, возникли серьезные проблемы с упрощением визового режима в африканских странах. Однако в последние годы некоторые страны упростили визовый процесс. Джон Хауэлл, основатель и генеральный директор AviaDev Africa, сказал, что открытость в Африке улучшается, поскольку страны осознают, что высокие визовые сборы и трудоемкие процедуры наносят ущерб отдыху и деловому туризму. «Большие успехи были достигнуты во внедрении электронных виз и виз по прибытии. Хорошим примером этого является визовое соглашение между Кенией, Руандой и Угандой», — сказал Хауэлл.
Африканские страны также стремятся решить проблемы плохой инфраструктуры аэропортов. «За последние годы в Африке было сделано несколько заметных инвестиций в новые аэропорты, но все еще существует множество аэропортов с плохим оборудованием и, что более важно, аэропортов, которые работают на пределе своей мощности или даже превышают ее, — сказал Хауэлл. — Инфраструктура аэропорта должна идти в ногу с темпами развития маршрутов на континенте, если рынок хочет добиться роста», — добавил он.
Еще одним барьером на пути значительного роста деловой авиации в Африке является нехватка квалифицированных пилотов на континенте. Перейра сказал, что некоторые авиационные некоммерческие организации сосредоточены на поддержке профессионального развития пилотов, авиадиспетчеров и других авиационных специалистов посредством стипендий, программ наставничества и возможностей обучения. «AfBAA смотрит на авиацию в целом, чтобы увидеть падения и события в Африке. Мы хотим, чтобы отрасль росла во всех аспектах, принося пользу всем отраслям».
В большинстве африканских стран техническое обслуживание бизнес-самолетов недоступно. «Техническое обслуживание этих типов самолетов остается сложным: за пределами Южной Африки и Кении либо плохая, либо вообще отсутствует техническая поддержка», — сказал Кигген.
Лемма также указывает на проблемы, связанные с финансированием самолетов и требованиями к эксплуатации полетов, такими как разрешения, топливо и другие услуги, обслуживающие бизнес-авиацию. «Самая большая проблема при получении разрешений, будь то VIP или медицинская эвакуация, — это несогласованность процесса и сроков получения разрешения в разных штатах, даже в соседних странах, — сказал Лемма. — Страна А может потребовать только документы на самолет и оформить разрешение онлайн в течение 24 часов. Однако государство B может быть соседним государством, которому требуются самолеты, экипаж и документы на право собственности, и которое должно физически пройти обработку в CAA со сроком обработки более 72 часов», — добавил он. К сожалению, задержка разрешений на полет стоила жизней.
Несмотря на все проблемы, руководители AfBAA по-прежнему с оптимизмом смотрят на будущее бизнес-авиации на континенте.
«Хотя некоторые затяжные последствия Covid все еще ощущаются в отрасли бизнес-авиации в Африке, ведущие компании сходятся во мнении, что 2023 год был положительным в финансовом отношении, и что восстановление частной авиации было быстрее, чем первоначально прогнозировалось», — сказал Кигген.
Кроме того, по его словам, развивающиеся экономики, такие как Ангола, Уганда, Гана и Демократическая Республика Конго, становятся жизненно важными игроками в отрасли.
«Хотя ЮАР, Кения и Нигерия продолжают лидировать с точки зрения продаж самолетов и спроса на чартеры, увеличение числа участников с возросшими возможностями предоставления услуг является хорошей новостью для конечного пользователя».
С ростом нефтегазовой промышленности, горнодобывающей промышленности и растущего туристического сектора будущее деловой авиации в Африке кажется многообещающим.